Суббота, 21.12.2024, 17:02 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход
RSS

gaypsychology.ucoz.ru Психология гомосексуальности

Статьи, заметки и переводы

Главная » Статьи » Гомосексуальная идентичность » Теории формирования гомосексуальной идентичности

Модель формирования гомосексуальной идентичности Вивьен Касс

Гомосексуальная идентичность – понятие, разрабатываемое в западных исследованиях со второй половины 70-х годов прошлого века. Оно подразумевает определенный статус человека, его готовность отождествлять себя с геями, лесбиянками или бисексуалами. При этом возможны как минимум два уровня такой самоидентификации: с одной стороны, человек может рассматривать себя как индивида, обладающего преимущественно гомосексуальными мыслями, чувствами и поведением. С другой стороны, гомосексуальная идентичность – это отнесение себя к определенной социальной группе, т.е. приобретение социального статуса представителя ЛГБТ-сообщества. Тем самым, в первом случае можно говорить об индивидуальной сексуальной идентичности,  во втором, – о групповой идентичности (или идентичности группового членства, см. Fassinger & Miller, 1996).

Гомосексуальная идентичность может рассматриваться как частный случай сексуальной идентичности. При этом важно отметить, что в отличие от гетеросексуальной она требует от человека определенных усилий для своего формирования. Как отмечал известный отечественный сексолог И.С. Кон: «… “натуральные” мальчики и девочки не “открывают” свою сексуальную идентичность и не задумываются о ней, а принимают, усваивают ее в готовом виде, как нечто само собой разумеющееся, данное природой. … Напротив, сексуальная идентичность геев и лесбиянок проблематична изначально, всегда. Они не находят, а открывают и в известном смысле создают ее, необходимый объем индивидуального творчества здесь гораздо больше» (Кон, 2006, с. 374-375).

Активный рост интереса к теме гомосексуальной идентичности, в первую очередь в американских исследованиях, вполне логично связан с депатологизацией гомосексуализма в США в 1973 году, когда правление Американской психиатрической ассоциации проголосовало за исключение этого диагноз из своего списка психических заболеваний, так называемого DSM-III (Herek, 2010).  Данная статья задумывалась как первая в серии небольшого обзора основных моделей формирования гомосексуальной идентичности, предложенных в ходе этих исследований, и посвящена модели австралийской исследовательницы Вивьен Касс (Vivienne Cass, на фото).

Модель или теория формирования гомосексуальной идентичности геев и лесбиянок В. Касс была одной из первых в своем роде (предложена в 1979 году) и сейчас по праву считается фундаментальной и классической. Такой статус подтверждается хотя бы тем фактом, что статья (Cass, 1979), в которой модель была впервые описана, до сих пор остается самой цитируемой работой по теме гомосексуальной идентичности (по данным Web of Science). Эта модель была создана в результате обобщения автором результатов многолетней работы с пациентами, но особое значение она приняла потому, что в модели развитие гомосексуалов (как геев, так и лесбиянок) впервые описывалось с позиции «нормальных» людей, несмотря на гомофобные настроения общества в то время.

Модель В. Касс является классическим примером так называемых «стадиальных» моделей формирования гомосексуальной идентичности. По мнению автора, для достижения здоровой и позитивной гомосексуальной идентичности гей или лесбиянка должны пройти через ряд стадий и разрешить конфликты, с которыми им предстоит столкнуться. При этом человек может «застрять» в любой точке данной модели, если решит остановить процесс развития. Такая стагнация была названа «остановкой развития идентичности» (identity foreclosure). С момента своего создания в 1979 году модель дополнялась (Cass, 1984, 1996), однако неизменно предусматривает 6 стадий в процессе формирования гомосексуальной идентичности: сомнение в идентичности, сравнение идентичности, терпимость к идентичности, принятие идентичности, гордость идентичностью и синтез идентичности. Рассмотрим эти стадии подробнее на примере варианта модели 1996 года (см. рис. ниже), который включает потенциальные траектории (пути), по которым индивид может продвигаться через стадии (описание приводится по Peterson & Gerrity, 2006).

Стадия сомнения в идентичности – первая стадия, которая начинается, когда человек осознает, что его или ее действия, идеи, чувства или мысли могут восприниматься обществом как гомосексуальные. Такое несоответствие между «воспитанным гетеросексуализмом» (выученное с детства предположение, что все должны быть гетеросексуалами, в том числе и сам индивид) и восприятием себя как возможного гомосексуала вызывает внутренние конфликты и сомнения. В этой точке человек может выбрать одну из трех возможных траекторий:

  • Траектория 1 направляет тех, кто считает гомосексуальную категоризацию этих действий и мыслей желаемой и правильной (т.е. относится к своим гомосексуальным особенностям в целом положительно), к поиску способов нейтрализации негативного социального образа, приписываемого геям и лесбиянкам.

  • Траектория 2 подталкивает тех, кто считает гомосексуальную интерпретацию своих мыслей и чувств правильной, но нежелательной, к попыткам избавиться от таких чувств и мыслей.

  • Траектория 3 заставляет тех, кто считает гомосексуальное определение своего внутреннего и внешнего опыта и нежелательным, и  ошибочным, прибегать к попыткам переопределить этот опыт как негомосексуальный.

Есть два потенциальных исхода данной стадии: 1) человек придет к убеждению «Возможно, я лесбиянка/гей; возможно, я не гетеросексуал» или 2) переопределит смысл своих мыслей, чувств и поведения как гетеросексуальный и развитие его идентичности остановится. В. Касс описывала эту стадию как первый шаг к принятию гей- или лесби-образа Я.

Стадия сравнения идентичности. Когда человек подходит ко второй стадии развития гомосексуальной идентичности, он или она начинает оценивать последствия принятия гей- или лесби-идентичности на социальном и семейном уровне, и движется по одной из четырех возможных траекторий. Человек, пришедший на эту стадию с позитивным представлением о потенциальном образе Я «гомосексуала», может выбрать одну из двух траекторий:

  • Траектория 1 – те, кто воспринимает последствия обладания гей- или лесби-образом Я скорее позитивно, чем негативно, начинают использовать стратегии, обесценивающие гетеросексуалов и придающие большую ценность геям и лесбиянкам. Это приводит к усилению позитивного убеждения «Вероятно, я гей/лесбиянка».

  • Траектория 2 – те, кто воспринимает такие последствия скорее негативно, чем позитивно, пытаются прекратить поведение, связанное с гомосексуальностью, с целью отвергнуть образ Я гея или лесбиянки. Если такие попытки оказываются успешными, процесс формирования гомосексуальной идентичности останавливается. Однако если индивид не способен остановить такое поведение, то он приходит к усилившемуся, но негативно окрашенному убеждению "Вероятно, я лесбиянка/гей".

Человек, пришедший на эту стадию с негативным представлением о потенциальном образе Я «гомосексуала», также может выбрать одну из двух траекторий:

  • Траектория 3 – те, кто воспринимает последствия обладания гей- или лесби-образом Я скорее позитивно, чем негативно, принимают одну из четырех концепций, объясняющих их потенциальную гетеросексуальность, а именно:

    • особый случай ("Если не касаться это особенного человека, которого я люблю, меня можно считать гетеросексуалом");

    • бисексуальность ("Я также смогу наслаждаться отношениями с представителями другого пола, если я встречу кого-нибудь, кто мне действительно понравится");

    • временность ("Я думаю или веду себя таким образом [гомосексуально] только на данный момент");

    • персональная невинность ("Это не моя вина, что я такой(ая); если бы мне помоги, я мог(ла) бы быть гетеросексуалом").

Успешная реализация любой из этих концепций позволяет менее негативно относиться к утверждению "Вероятно, я (частично) гомосексуал/вероятно, не (полностью) гетеросексуал". Однако их неудачное использование приводит к негативному отношению к утверждению "Вероятно, я гомосексуал".

  • Траектория 4  – те, кто воспринимает такие последствия скорее негативно, чем позитивно, используют стратегии, разрывающие любые связи с гомосексуальным поведением, обесценивают гомосексуальность и придают ценность гетеросексуальности. Если человек способен подавить такое поведение, формирование идентичности останавливается. Однако неудача в прекращении поведения ведет к экстремально негативному отношению к утверждению "Вероятно, я гей/лесбиянка", сопровождающемуся выраженной ненавистью к себе.

Терпимость к идентичности – третья стадия на пути формирования идентичности. На данной стадии на первый план выходит задача формирования толерантности (терпимости) к идее собственной гомосексуальности. Социальная изоляция и отчужденность на этой стадии возрастает по мере того, как несоответствие между восприятием себя и восприятием гея/лесбиянки обществом становится больше. В ответ на эти чувства отчужденности индивид начинает налаживать связь с сообществом геев/лесбиянок.

Индивид, пришедший на эту стадию с позитивным образом Я потенциального гея или лесбиянки, выбирает одну из двух траекторий:

  • Траекторию 1 выбирают те, чей опыт взаимодействия с гей- или лесби-сообществом положителен. Эта траектория потворствует дальнейшему принятию гей- или лесби-образа Я.

  • Траектория 2 – для тех, чей опыт взаимодействия отрицателен. Здесь человек начинает искать способы минимизировать дальнейшие контакты с гей- и лесби-сообществом и обесценить гомосексуальный образ Я. Если эти попытки успешны, формирование идентичности останавливается. Если они неудачны, формируется более негативный образ гея или лесбиянки, чем тот, каким индивид обладал раньше.

Для тех, кто оказался на этой стадии с негативным образом потенциальной гомосексуальности, тоже есть два варианта:

  • Траектория 3 направляет тех, кто имеет положительный опыт взаимодействия с сообществом, к более позитивной оценке и принятию утверждения "Я гей/лесбиянка".

  • Траектория 4 уготована тем, кто испытывает отрицательный опыт взаимодействия, и способствует дальнейшему дистанцированию от гей-/лесби-сообщества, приводящему либо к остановке дальнейшего формирования гомосексуальной идентичности, либо к негативному представлению о себе как о гее/лесбиянке.

Индивид, пришедший на эту стадию с позитивным образом Я частично гея/лесбиянки, выбирает одну из двух последних траекторий:

  • Траекторию 5 – при позитивном опыте взаимодействия, стимулирующую позитивную оценку себя как гея или лесбиянки;

  • Траекторию 6 – при негативном опыте взаимодействия, усиливающую желание сохранять образ Я как частично гея/лесбиянки. Если индивид способен сохранить образ Я как частично гея/лесбиянки, развитие идентичности останавливается. Если индивид не способен на это, он принимает негативный образ Я гея или лесбиянки.

На четвертой стадии – принятие идентичности – индивид уже довольно хорошо интегрирован в гей- или лесби-сообщество, имеет много гомосексуальных связей и друзей. При этом мир для него нередко разделяется на две части: гомосексуалов (которые, вероятно, будут оказывать ему поддержку) и гетеросексуалов (которые, видимо, будут восприниматься враждебно). Вследствие хорошей интеграции в ЛГБТ-сообщество индивид начинает отождествляться окружающими с геем или лесбиянкой, усиливая, тем самым, представление индивида о себе как о гее/лесбиянке. Такой опыт стимулирует формирование более позитивного представления о гомосексуальности, о том, что гомосексуалы не хуже натуралов. Если индивид ожидает, что опыт взаимодействия с гомосексуалами будет позитивным, он чувствует себя спокойно. Если ожидания окрашены негативного, то индивид будет стремиться использовать некоторые стратегии (имитация гетеросексуала, избирательное самораскрытие перед другими, ограничение контактов с неподдерживающими его индивидами).

В результате возможны два варианта прохождения данной стадии:

  • Траекторию 1 выбирают те, кто способен воспользоваться этими стратегиями с целью смягчить социальное давление.

  • Траектория 2 уготована тем, кто не способен последовательно использовать эти стратегии, кто ощущает сильное влияние статуса меньшинства, и приходит к убеждению: "Я принимаю себя как гомосексуала, но когда меня не принимают другие, я чувствую себя ужасно".

Гордость идентичностью – пятая стадия, которая порождает сильное чувство гнева по отношению к обществу и всем негомосексуалам, при этом появляется чувство гордости сообществом геев или лесбиянок. Разделение мира на два лагеря продолжается и усиливается: "позитивные" гомосексуалы и негомосексуалы, которые вызывают негативные чувства и мысли. При столкновении индивида с неподдерживающим человеком его чувства гнева и гордости достигают кульминации. Здесь возможны два варианта разрешения этого конфликта:

  • Траектория 1 – конфронтация (столкновение) заканчивается негативно, и индивид утверждается в точке зрения "мы и они", что только еще больше усиливает чувства злобы и гордости.

  • Траектория 2 – позитивная реакция на конфронтацию может побудить индивида следовать путем, где линии между "ними и нами" не столь четко выражены.

На финальной стадии модели Вивьен Касс – синтеза идентичности – индивид встраивает свою гомосексуальную идентичность в другие компоненты своей личности, и достигает ощущения целостности. Ему больше нет необходимости концентрироваться на гомосексуальной идентичности как на главном значимом элементе его или ее жизни. Как считает В. Касс, самораскрытие неизбежно на этой стадии, т.к. гей или лесбиянка развивает чувство уверенности и безопасности в интегрированной идентичности, и испытывает некоторые преимущества от взаимодействия с негомосексуальным миром.

Критика модели. Несмотря на большую популярность описываемой в этой статье модели и тот факт, что большинство исследований развития гомосексуальной идентичности основаны на ней, стадиальные модели, и модель В. Касс в частности, нередко подвергаются критике. Основной аргумент, используемый оппонентами, сводится к эмпирически подтвержденным свидетельствам того, что процесс формирования гомосексуальной идентичности во многом индивидуален и имеет нестабильный, изменчивый характер. Таким примером, по мнению Джона Гонзиорека (John Gonsiorek), может служить отличие в развитии идентичности лесбиянок и геев – лесбиянки, скорее всего, будут эмоциональнее реагировать на процесс развития идентичности, что может выражаться в самоанализе и поглощенности собственными переживаниями (Gonsiorek, 1988).

В ответ на подобную критику Вивьен Касс (Cass, 1990) согласилась признать индивидуальное начало в своей модели: «Индивидуальные различия очевидны в скорости продвижения через стадии, в достижении финальной стадии, тех траекториях развития, которые выбраны внутри каждой стадии и стратегиях, использованных для решения задач каждой стадии» (цит. по Peterson & Gerrity, 2010, с. 58, перев. мой – А.Х.).

В то же время, многие исследователи соглашаются с тем, что объективными препятствиями, мешающими геям и лесбиянкам в достижении позитивной идентичности, являются трудности самопринятия и интегрирования идентичности, произрастающие из внутренней гомофобии.

Еще один момент в теории Касс, вызывающий несогласие исследователей, – предопределенность последовательности стадий, т.е. ее предположение о том, что все шесть стадий должны следовать в заданном порядке. Однако имеются данные, показывающие, что порядок стадий может меняться, некоторые из них могут быть пропущены (например, исследование лесбиянок Kahn (1991)).

Несмотря на критику, теория Вивьен Касс находит как теоретическое, так и эмпирическое подтверждение, и остается наиболее широко исследованной моделью формирования гомосексуальной идентичности в психологической литературе (Eliason, 1996).

* * *

Даже из небольшого материала данной статьи становится понятно, что западные (американские) психологические исследования довольно далеко продвинулись в изучении психологических аспектов гомосексуальности. Популярность модели В. Касс, обретенная за рубежом, едва ли сравнима с только лишь начинающими проникать на отечественную почву разработанными там идеями. И как это часто бывает, большинство данных и результатов, полученных в других странах, не может быть просто «перенесено» на отечественных гомосексуалов. Причины понятны – это и культурные различия, и различия в уровне психологической просвещенности, и просто не готовность общества принять сам факт нашего существования, а как следствие, нецелесообразность для отечественных геев и лесбиянок развивать свою идентичность до конечной стадии.

В то же время стоит отметить, что период создания обсуждаемой теории пришелся на тот момент, когда отношение общества даже в США, где гомосексуализм уже перестали считать заболеванием, все же еще было мало отличимым от такого отношения в современном российском обществе. Мне не известны опубликованные работы по оценке уровня развития гомосексуальной идентичности современного ЛГБТ-сообщества. Однако, результаты проводимой на базе данного сайта работы по адаптации опросника, направленного на изучение этого вопроса, показывают, что большинство испытуемых находятся на четвертой стадии – принятия идентичности, в то время как в оригинальной версии большинство геев находятся на финальной стадии – синтеза идентичности (Brady & Busse, 1994).

 

Литература

Кон И.С. Лики и маски однополой любви. Лунный свет на заре. – М.: Астрель: АСТ, 2006.

Brady S., Busse W.J. The Gay Identity Questionnaire: A Brief Measure of Homosexual Identity Formation // Journal of Homosexuality – 1994, 26:4, 1-22.

Cass V.C. Homosexual identity formation: A theoretical model // Journal of Homosexuality – 1979, 4:3, 219-235.

Cass V.C. Homosexual Identity Formation: Testing a Theoretical Model // The Journal of Sex Research. – 1984, 20:2, 143-167.

Cass V.C. The implications of homosexual identity formation for the Kinsey model and scale of sexual preference // Homosexuality/heterosexuality: Concepts of sexual orientation / D.P. McWhirter, S.A. Sanders, J.M. Reinisch (Eds.) – New York: Oxford University Press. – 1990, pp. 239-266.

Cass V.C. Sexual orientation identity formation: A western phenomenon // Textbook of homosexuality and mental health / R.P. Cabaj, T.S. Stein (Eds.) – Washington, DC: American Psychiatric Press. – 1996, pp. 227-251.

Eliason M.J. Identity Formation for Lesbian, Bisexual, and Gay Persons: Beyond a “Minoritizing” View // Journal of Homosexuality – 1996, 30:3, 31-58.

Fassinger R.E., Miller B.A. Validation of an inclusive model of sexual minority identity formation on a sample of gay men // Journal of Homosexuality – 1996, 32:2, 53-78.

Gonsiorek J.C. Mental health issues of gay and lesbian adolescents // Journal of Adolescent Health Care – 1988, 9, 114-122.

Herek G.M. Sexual orientation differences as deficits: Science and stigma in the history of American psychology // Perspectives on psychological science. – 2010, 5:6, 693-699.

Kahn M.J. Factors affecting the coming out process for lesbians // Journal of Homosexuality – 1991, 21:3, 47-70.

Peterson T.L., Gerrity D.A. Internalized homophobia, lesbian identity development, and self-esteem in undergraduate women // Journal of Homosexuality. – 2006, 50:4, 49-75.

© Хромов А.И., 2014

Категория: Теории формирования гомосексуальной идентичности | Добавил: AntonHrom (22.07.2014)
Просмотров: 1343 | Теги: теория В. Касс, развитие гомосексуальности, идентичность | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Категории раздела

Теории формирования гомосексуальной идентичности [1]
Приводится описание некоторых известных теорий формирования гомосексуальной идентичности

Наш опрос

Вопрос для лесбиянок. Как Вы оцениваете качество своих отношений с постоянной партнершей?
Всего ответов: 78

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Наши друзья

Поиск

Новости сайта


  • Продолжается набор геев и лесбиянок для участия в психологическом исследовании. Желающие могут пройти тесты здесь

  • Продолжается публикация перевода книги "10 умных вещей, которые могут сделать геи, чтобы улучшить свою жизнь"

  • Обладают ли гомосексуалы гей-радаром?Статья

  • Добавлена статья про внутреннюю гомофобию

  • Форма входа