Главная » Статьи » Внутренняя гомофобия » Общие вопросы |
В этой статье я хочу вкратце описать некоторые общие
моменты, связанные с малоизвестной у нас концепцией внутренней гомофобии. На
момент написания этого текста среди существующих публикаций на русском языке
мне удалось найти лишь одну работу, посвященную этой теме, – книгу Марии
Сабунаевой «Внутренняя гомофобия». Думаю, что она может послужить хорошим
дополнением к моей небольшой, но имеющей явно научный уклон, статье.Гомофобия и внутренняя гомофобияТермин внутренняя
гомофобия (internalized homophobia)
появился вскоре после того, как в 1972 г. американский психолог Джордж Вайнберг
(George Weinberg)
ввел термин гомофобия. Сразу
возникает вопрос: в чем же разница между этими терминами? Для ответа на него
попробуем обратиться к истокам. Сам Вайнберг определял гомофобию как «страх
оказаться в близком контакте с гомосексуалами, – а в случае гомосексуалов,
ненависть к самим себе» (цит. по Herek & McLemore,
2013, с.311, перевод мой). Появление этого термина пришлось на тот момент,
когда гомосексуальность в США перестали считать заболеванием[1], и
поэтому привлекло к себе немало внимания. Термин гомофобия стал активно использоваться
во всем мире и сейчас понимается как враждебность по отношению к
гомосексуальности и людям, которые не являются гетеросексуалами (Herek & McLemore, 2013). Проще говоря, термин
стал универсальным для описания любого негативного отношения к представителям
ЛГБТИ-сообщества[2].
Но если внимательно прочитать первоначальное определение, то становится понятно,
что гомофобия может проявляться не только с внешней стороны по отношению к
гомосексуалам, но и сами гомосексуалы могут развить (внутреннюю) фобию по
отношению к собственной гомосексуальности. Что такое внутренняя гомофобия?Здесь мы подбираемся ко второму термину – внутренняя
гомофобия. Его постигла другая судьба. Это понятие стало использоваться почти
одновременно с понятием гомофобия (мне не удалось найти автора, впервые его
использовавшего), однако не получило такого же признания. Например, использовав
службу Google Books Ngram Viewer,
которая оценивает встречаемость слов в англоязычных текстах с 1800 г., можно
увидеть, что частота использования термина internalized homophobia (внутренняя
гомофобия) в литературе только на английском языке растет с конца 70-х до
середины 90-х годов, а затем неуклонно снижается (о том, почему это произошло, чуть
позже). Нечего и говорить, что в нашей стране это понятие получило
известность лишь в узком кругу специалистов, в основном, в последние годы. Ведь
в этот период (70-е – 90-е гг.) на международном уровне гомосексуализм все еще
считался заболеванием, а у нас в стране – уголовным преступлением[3]. Тем
не менее, эти несколько десятилетий исследований американских специалистов
позволили создать тот фундамент, на основе которого стал развиваться взгляд на
гомосексуалов не как на изначально больных людей, а как на индивидов, попавших
в очень непростые социальные условия, которые, в основном, и определяют
большинство проблем их психического здоровья. Далее я попробую кратко изложить некоторые
результаты этих и последующих исследований. Но прежде, стоит вернуться к определению понятия внутренней гомофобии. Американский психолог Алан Малион (Malyon, 1982) подчеркивает, что любой процесс социализации (вхождения человека в общество) подразумевает усвоение им тех значений, символов, представлений и отношений, которые присуще среде, в которой этот человек находится. Развивая идею Вайнберга о вездесущих гомофобных нравах и традициях современного общества, Малион предполагает, что «социализация становящегося гомосексуального индивида почти всегда включает усвоение той мифологизации и порицания, которые характеризуют современные социальные отношения к гомосексуальности» (Malyon, 1982, c.60). Иными словами, ребенок или подросток, который к началу полового созревания, как правило, начинает впервые задумываться о том, что он может быть гомосексуалом, уже усвоив к этому моменту негативное отношение общества к гомосексуалам, начинает также негативно относиться к самому себе. Причем отношение это проявляется как на бессознательном (что происходит чаще), так и на сознательном уровне. Проще говоря, внутренняя гомофобия – это перенос гомосексуалом негативного отношения общества на себя, формирование чувства собственной неполноценности из-за того, что он – представитель подавляемого меньшинства, к которому его с детства учили относиться негативно. Продолжая
линию этих рассуждений, Малион приходит к выводу, что последствиями этого
процесса могут стать сложности с формированием идентичности, самооценки,
выработка защитных механизмов и пр. К каким же еще следствиям приводит
внутренняя гомофобия? Следствия внутренней гомофобииМногочисленные исследования свидетельствуют о вовлечении
внутренней гомофобии в широкий круг негативных последствий для психического
здоровья гомосексуалов. К ним можно отнести недоверие и одиночество; расстройства
пищевого поведения; такие защитные механизмы, как рационализация, отрицание,
проекция и идентификация с агрессором; трудности в интимных отношениях –
самоповреждение и проекция отрицательного образа Я на партнера; злоупотребление
наркотическими веществами (алкоголем, наркотиками); высоко рискованное
поведение; депрессия; алкоголизм; суицид (Currie и др., 2004). Среди психологических характеристик, связанных с
внутренней гомофобией, исследователи указывают на низкий уровень самопринятия,
плохую способность к самораскрытию перед гетеросексуалами и другим
гомосексуалами, низкую самооценку, самоненависть, самообвинение, убежденность в
собственной приниженности, признание распространенных мифов о
гомосексуальности, ограничение собственных устремлений. Coleman дополнил
этот список поведенческими характеристиками, которые могут стать способом
избежать столкновения с собственной гомофобией, – гиперсексуальное поведение,
анонимный секс, избегание отношений, избегание близости, злоупотребление
алкоголем (Ross & Rosser, 1996). В недавнем обзоре исследований, связывающих психическое
здоровье и сексуальную ориентацию, Грегори Херек выделяет как минимум четыре установленных
факта. Во-первых, если не учитывать сексуальную ориентацию, большинство
респондентов в широких эпидемиологических исследованиях не проявляют
повышенного риска психопатологии, суицидов, злоупотребления химическими
веществами, или психологического дистресса. Иначе говоря, различия в риске
возникают именно в силу различий в сексуальной ориентации. Во-вторых,
негетеросексуалы обладают повышенным риском невротических и аффективных
(связанных с настроением) расстройств. В-третьих, взрослые негетеросексуалы с
большей вероятностью, чем гетеросексуалы сообщают о прошлых намерениях или
попытках суицида. Это справедливо и для подростков, среди которых у гомосексуалов
такие попытки и намерения встречаются чаще, чем у гетеросексуалов. В-четвертых,
по сравнению с гетеросексуальными женщинами, негетеросексуальные женщины
склонны чаще и в больших количествах потреблять алкоголь (Herek & McLemore, 2013). В
значительной мере, эти факты могут быть объяснены именно наличием у гомосексуалов
негативного отношения к себе вследствие внутренней гомофобии. Хотя этот вопрос пока остается дискуссионным. Виды внутренней гомофобииОдин из взглядов на внутреннюю
гомофобию как на неоднородный и сложный феномен состоит в описании двух уровней
ее проявления – сознательного и бессознательного. Американский клинический
психолог Джон Гонзиорек (Gonsiorek,
1995) предполагает, что осознанная внутренняя гомофобия связана с непринятием
собственной гомосексуальности и может приводить к самоуничижительным представлениям
о себе как о никудышном, ничего не стоящем и/или извращенном собственной
гомосексуальностью человеке. Внешне это может проявляться в виде саморазрушающего
поведения, как, например, злоупотребление алкоголем, насильственные/жестокие
отношения. Однако обычно внутренняя гомофобия остается неосознанной, функционируя на завуалированном, так называемом
интрапсихическом уровне, и проявляется в том, что человек принимает свою
сексуальную ориентацию, но сохраняет набор едва уловимых симптомов самоунижения
или самовредительства. Эти неосознанные негативные чувства относительно
собственной однополой ориентации, по мнению Гонзиорека, могут, в конечном итоге,
охватить всю личность в целом (Ross & Rosser,
1996). Другим основанием для разделения
внутренней гомофобии на виды может служить ее связь с процессом формирования
гей-идентичности. Обсуждение вопроса о гей-идентичности выходит за рамки данной
статьи, однако стоит отметить, что этот процесс, по мнению психотерапевта Рут
Фассинджер (Fassinger & Miller, 1996), состоит из двух взаимосвязанных
процессов: 1) развитие индивидуальной сексуальной идентичности, предполагающей
осознание и принятие гомосексуальной ориентации; 2) развитие идентичности членства
в группе, которое включает признание своего членства в подавляемой группе и
развитие принадлежности к ней. Понятно, что степень развития своей идентичности
(в обоих направлениях) будет обратно связана с проявлением внутренней
гомофобии: чем меньше гомофобия, тем более развита идентичность, и наоборот. Как
отмечает Уэйн Мэйфилд (Mayfield, 2001), «гей, который очень доволен своей
сексуальной ориентацией (т.е. имеет очень небольшую внутреннюю
гомонегативность), но который не открыл свою сексуальную ориентацию никому, и
не включен в политическую активность, может рассматриваться как недалеко продвинувшийся
в процессе развития идентичности» (с.55). Поэтому внутренняя гомофобия, с
которой гею удалось справиться на личном уровне, т.е. чувствовать себя свободно
в компании себе подобных, может в значительной степени сохранять эту гомофобию
на межличностном и/или общественном уровне, боясь огласки или открытого
обсуждения своей принадлежности к группе сексуального меньшинства. К сожалению,
такова ситуация в отношении подавляющего (если не абсолютного) большинства геев
в современной России. Критика термина «внутренняя гомофобия» – современный взглядИтальянские исследователи Lingiardi с коллегами рассуждают: «когда гетеросексуалы усваивают сексуальные стигмы о сексуальных меньшинствах, возникают сексуальные предубеждения. Когда гомосексуалы усваивают негативную идеологию о сексуальных меньшинствах, возникает внутренняя гомофобия или гомонегативность» (Lingiardi и др., 2012, с.1192). Это утверждение разводит сразу несколько терминов, пришедших на смену понятию внутренняя гомофобия. Появление новых терминов было обусловлено критикой устаревшего на данный момент понятия внутренняя гомофобия, как отмечает Грегори Херек, из-за его ограниченности для научного изучения. Эта ограниченность связана с клиническим (т.е. глазами врача-психиатра) пониманием фобии (боязни). Во-первых, понимание фобии как основы негативного отношения гетеросексуалов к негетеросексуалам логически оправдано, но не находит эмпирических подтверждений по сравнению с другими видами фобий. Второе ограничение связано с тем, что «гомофобное» отношение гетеросексуалов не обязательно и не всегда носит иррациональный характер, как обычно бывает с клиническими фобиями, а может иметь вполне рациональные основания (Herek & McLemore, 2013). Именно такие критические воззрения, по-видимому, и послужили причиной снижения популярности использования понятия «внутренняя гомофобия» начиная с конца 1990-х гг. В англоязычных работах
последнего десятилетия чаще встречается пришедший на смену термин «гомонегативность»
(homonegativity), берущий свое начало от предложенного ранее (Hudson и
Ricketts, 1980) понятия «гомонегативизм» (homonegativism). Понятия гомонегативность и внутренняя
гомонегативность считаются более удачными, т.к. охватывают все возможные
варианты негативного отношения к гомосексуальности и геям и лесбиянкам, а также
социальное и индивидуальное обесценивание стиля жизни геев и лесбиянок,
известное как гетеросексизм (Mayfield, 2001). Ариэль Шидлоу так определяет
понятие внутренняя гомонегативность «негативное
отношение и аффект к гомосексуальности других лиц и к гомосексуальным
особенностям самого себя» (Shidlo,
1994, с.178). Другой набор альтернативных терминов предложил Грегори Херек,
отталкиваясь от понятия сексуальная стигма (sexual stigma) – «негативное отношение, второстепенный статус и
относительная беспомощность, которые общество коллективно предписывает негетеросексуальному
поведению, идентичности, взаимоотношениям или сообществам» (Herek& McLemore, 2013, c.312). При усвоении
сексуальной стигмы гомосексуалами негативные чувства направляются во внутренний
план и касаются себя, своих однополых влечений и в этом случае называются
Хереком «самостигматизацией» (self-stigma), которую он
приравнивает в внутренней гомофобии, внутреннему гетеросексизму или внутренней
гомонегативности. При усвоении сексуальной стигмы гетеросексуалами их негативные
чувства и отношения направляются во внешний план и касаются сексуальных
меньшинств, что автор называет «сексуальным предубеждением» (sexual prejudice). Что делать?Пожалуй, последним вопросом, пока незатронутым, остался вопрос
о практическом применении или рекомендациях, которые можно дать на основе имеющихся результатов и выводов. Не могу сказать, что готов ответить на этот
вопрос полностью, однако попробую немного порассуждать. Как я уже отмечал выше,
степень усвоения гомонегативности (все же этот термин стал предпочтительным в
последнее время, и поэтому позволю себе использовать именно его в оставшейся
части статьи) тесно связана с процессом развития гомосексуальной идентичности.
Как отмечают большинство авторов, достижение высокой степени развития
гей-идентичности часто является затруднительным для многих гомосексуалов.
Такими препятствиями могут служить как внешние причины – предвзятое (гомофобное)
отношение общества, проявляющееся на различных уровнях (от высмеивания и
непринятия до насилия и убийства), так и внутренние – внутренняя гомонегативность,
о которой и шла речь в данной статье. Из самых общих соображений понятно, что
рождаясь в изначально гетеросексистском обществе, гомосексуалам никак не
удастся избежать участи приобретения внутренней гомонегативности, а ее последствия не могут уйти навсегда и бесследно, а все равно будут сохраняться
на протяжении жизни, даже в том случае, когда человек решается открыться всему
миру и жить как открытый гей или лесбинка. В последнем случае, скорее, ему или
ей придется пройти еще большее испытание на выносливость и прочность своей
идентичности. Однако важным поддерживающим ресурсом остается интеграция гомосексуала в
активную социальную жизнь сообщества сексуальных меньшинств. Такая возможность может
помочь снизить гомонегативность на общественном уровне, но, к сожалению,
бессильна в отношении личностной гомонегативности. Здесь, пожалуй, единственным
и надежным способом справиться с этим может послужить наличие понимающего и
готового помочь постоянного партнера. Но как известно, это одна из самых больших проблем в жизни ЛГБТИ,
но данная тема опять-таки выходит за рамки нашей статьи. Но конечно, не могу сказать о том, что мир меняется, и, к
счастью, в лучшую для представителей ЛГБТИ сторону. Большинство специалистов,
комментируя произошедшие за последние 40 лет изменения (если начинать отсчет от
депатологизации гомосексуализма в США в 1973 г.) сулят хорошие перспективы. Те
страны, которые на данный момент пришли к пониманию необходимости предоставления
ЛГБТИ равных прав с гетеросексуальным большинством, в том числе и на заключение
браков, имеют высокие шансы создать прекрасные условия для снижения внутренней
гомонегативности у гомосексуалов. Понятно, что огромную роль в процессе самопринятия
становящегося гея или лесбиянки играет его семья, и если родители и большинство
родственников готовы с пониманием отнестись к нему или к ней, то процесс
интеграции гомосексуальной идентичности (а значит, и невысокий уровень
гомонегативности) будет проходить гораздо проще. Что же остается делать тем, кому не повезло с обществом, в
котором все еще живы старые предрассудки, не повезло с государством, которое по
тем или иным причинам не готово идти в ногу со временем, а также не повезло с
семьей, которая не хочет принимать своего сына или дочь таким или такой, как
он/она есть? Признаюсь, я не знаю ответа на этот вопрос, и не уверен, что
найдется человек, который может тут дать совет, гарантированно ведущий к
успешному разрешению этой непростой проблемы. Конечно, можно было бы рекомендовать
обращаться к психологу (к счастью такие психологи, работающие с ЛГБТИ, стали
появляться в последнее время). Но проблема даже не в том, что таких психологов
крайне мало, и что не всем геям, лейсбиянкам или бисексуалам, особенно живущим
в небольших городах нашей большой страны, они легко доступны. Основная проблема
в крайней инертности отечественных представителей сексуальных меньшинств (да и
не только их, если честно), которая отчасти обусловлена и тем, что для того,
чтобы обратиться к психологу с той или иной проблемой, сначала эту проблему
необходимо признать и осознать. Я глубоко убежден в том, что первый шаг в
решении проблемы, как справиться со своей внутренней гомонегативностью, состоит
в просвещении той довольно широкой публики, которой касается эта проблема. Просвещении
относительно самого это явления, его причин и последствий. Ведь когда знаешь,
что с тобой происходит, уже гораздо проще выработать к этому какое-то
отношение, чем когда тебя терзают непонятные и неосознанные мучительные переживания.
Поэтому позволю себе выразить надежду на то, что этот текст станет небольшим
вкладом в указанном направлении. ЗаключениеУже из этого небольшого обзора становится понятно, что
исследование описываемого феномена (как бы мы его не назвали) прошло уже
довольно долгий путь, но все еще продолжается. В данной статье я не ставил цели
полного освещения всей тематики исследований, связанных с внутренней гомонегативностью.
Моя цель была куда скромнее – познакомить читателей с самой концепцией и
показать существующий разрыв между западной и отечественной наукой на поприще
гей-психологии. Я благодарен всем тем, кто нашел в себе силы одолеть этот
текст, учитывая его подчас непростой сухой научный стиль, и надеюсь, что мои
усилия не были напрасны, а способствовали хотя бы в небольшой степени повышению
осведомленности о принципиально важных аспектах нашей с вами психологии –
психологии сексуального меньшинства в современном гетеросексуальном мире. Литература: Currie M.R., Cunningham E.G., Findlay B.M. The Short Internalized Homonegativity Scale: Examination of the
Factorial Structure of a New Measure of Internalized Homophobia // Educational
and Psychological Measurement. – 2004. – Vol.64. – P.1053-1067. Fassinger R.E., Miller B.A. Validation of an
inclusive model of sexual minority identity formation on a sample of gay men //
Journal of Homosexuality. – 1996. – Vol.32(2). – P.53-78. Gonsiorek J.C. Gay male identities:
Concepts and issues / Lesbian, gay and bisexual identities over the lifespan:
Psychological perspectives // A. R. D’Augelli & C. J. Patterson
(Eds.). – New York: Oxford University Press, 1995. Herek G.M., McLemore K.A. Sexual Prejudice // Annual Review of
Psychology. – 2013. – Vol. 64. – P.309-333. Hudson W., Ricketts W.A. A strategy for
measurement of homophobia // Journal of Homosexuality. – 1980. – Vol.5. – P.357-371. Lingiardi V., Baiocco R., Nicola Nardelli N. Measure of Internalized Sexual Stigma for Lesbians and Gay Men: A New
Scale // Journal of Homosexuality. – 2012. – Vol.59(8). – P.1191-1210. Malyon A.K. Psychotherapeutic Implications of Internalized
Homophobia in Gay Men // Journal of Homosexuality. – 1982. – Vol.7(2-3).
– P.59-69. Mayfield W. The Development of
an Internalized Homonegativity Inventory for Gay Men // Journal of
Homosexuality. – 2001. – Vol.41(2). – P.53-76. Ross M.W., Rosser B.R.S. Measurement and
correlates of internalized homophobia: a factor analytic study // Journal of
Clinical Psychology. – 1996. – Vol.52. – P.15-21. ShidloA. Internalized homophobia: Conceptual
and empirical issues in measurement / Lesbian and gay psychology: Theory,
research and clinical applications // B. Greene and G. M. Herek (Eds.). –
Thousand Oaks, CA: Sage, 1994. – PP.176-205.
© Хромов А.И., 2013 [1]
Это произошло в 1973 г., когда Американская психиатрическая ассоциация
исключила гомосексуализм из своего руководства по психическим заболеваниям,
т.н. DSM | |
Просмотров: 2381 | | |
Всего комментариев: 0 | |
Общие вопросы [1] |